Почему не передаем исключительные авторские права?

18 June 2017. Portner

«Исключительные имущественные (авторские) права» на результат своей интеллектуальной детальности (ИД) нигде в мире архитекторы не уступают заказчику. Кто хоть немного понимает в данной теме, знает, что в таком случае он теряет право в своих будущих проектах использовать примененные решения, не только как задания целиком, но и частично – элементы фасада, раскладку оконных блоков, планировки отдельных квартир и т.п. Мы их никогда не уступали заказчикам на территории РФ и наши услуги все равно очень востребованы. Попытка отжать у авторов «исключительные авторские права» является неприличным предложением, характерным для рынков стран третьего мира, на которые соглашаются неграмотные архитекторы - которые за гонорар продают лишь свое время, а не опыт и другие ценности. Из-за данного явления, многие выдающиеся творческие люди уезжают из стран третьего мира в США или ЕС, где уважают интеллектуальную собственность и где могут монетизировать свои идеи, а их родные страны потом за это платят без лишних вопросов.

Мы не готовы продавать то, что никогда не предлагали в своих коммерческих предложениях. Часто, это просто недоразумение и заказчик путает две разные вещи:

  • стоимость проектирования;
  • стоимость передачи исключительных авторских прав на интеллектуальную собственность.

Что получает застройщик, если не «исключительные авторские права»? С момента полной оплаты работ по этапам, автор проекта передает заказчику все созданное и полученное в процессе выполнения работ, включая следующие неисключительные права на использование Результатов ИД без ограничения времени и территории использования («простая неисключительная лицензия»):

  • право на воспроизведение Результатов ИД с целью согласования, утверждения проекта и строительства Объекта Заказчика;
  • право на публичный показ Результатов ИД до реализации проекта по строительству, кроме подробного показа поэтажных планов зданий в сети Интернет;
  • право на передачу в эфир Результатов ИД;
  • право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю Результатов ИД;
  • право на практическую реализацию Результатов ИД путем строительства Объекта Заказчика один раз.

Неисключительные права на использование Результатов ИД передаются Автором проекта Заказчику только в целях их практической реализации один раз путем строительства Объекта Заказчика без права передачи и отчуждения Результатов ИД (их части) третьему лицу, кроме пути заключения трехстороннего договора с Автором.

Давайте разложу проблему «по полкам»:

1. Оставляя за собой исключительные авторские права, проектировщик (автор, архитектор) имеет гарантию:

  • защиты от потери работ на последующих этапах проектирования. Это мировая практика и она уже присутствует на еще молодом и неструктурированном российском рынке. Хорошая идея — это суть успеха любого проекта. Тогда можно конкурировать не только ценой, а и новой ценностью для конечного потребителя. Отдавая право клиенту на выбор альтернативных подрядчиков, на следующих этапах автор должен учитывать в цене стоимость первого этапа и ценность идеи (интеллектуальной собственности), которая делает продукт привлекательным. Стоимость «Архитектурной концепции» (идеи) согласно мировому опыту, составляет 1/3 стоимости проектирования. На ней задействованы самые дорогие сотрудники, с талантом и опытом. Архитекторы часто демпингуют цену разработки Архитектурной концепции, рассчитывая на заработок на следующих этапах проектирования. Таким образом разделяют с заказчиком риск на ранних этапах девелопмента, а именно: что ему проект может не подойти или что-то в планах изменится;
  • защиты от передачи его разработок (интеллектуальной собственности) третьим лицам, конкурентам (потеря рыночной ниши) или потенциальным клиентам (упущенная прибыль);
  • возможность зарабатывать и в будущем от эксплуатации собственных идей и творчества (упущенная прибыль), инновационного подхода (рыночная ниша), на чем базируется экономика развитых стран всего мира;
  • продолжения работы с довольным клиентом на следующих объектах (упущенная прибыль).

2. Большинство застройщиков на сегодняшний день строит жилье по планировкам, которые белее менее одинаковые, как и в 2000 других застройщиков на территории РФ. В этом нет никакого эксклюзива в идеях и в качестве планировочных решений, так как используются типовые планировочные решения советского периода. Сегодняшние «лидеры рынка» адаптируют всем привычные планировки квартир в попытке обмануть покупателя, продав интегрированную кухню-столовую-гостиную по площади равной советской кухне-гостиной, но с двухместным диваном вместо гостиной. Диванчик в советской кухне-столовой площадью 12-14 кв.м всегда был, но была и отдельная гостиная с диванной группой, площадью 16. кв.м.

3. Мы предлагаем свой продукт – планировки «Эргом2етрика», который может увеличить ликвидность проекта и увеличить прибыль девелопера на чисто рыночных условиях теории конкуренции Портера, а не на монополии. После 45-минутной презентации нашего «ноу-хау» в проектировании, любой застройщик с бизнес-талантом видит преимущества данного подхода и возможность выделиться от конкуренции качеством предложения.

4. Стоимость разработки индивидуального проекта составляет примерно 6% бюджета на строительство, согласно мировой и российской практике. В случае многоквартирного жилья, это около 3000-4500 руб./кв.м. В случае проектов повторного применения эта стоимость может уменьшиться (стоимость составляет 35-40% индивидуального проекта), так как проектировщик может ее продать еще много раз, с определенными модификациями в связи с условиями участка и градостроительных параметров или просто модификацией фасадов. Такой подход раньше был более приемлемый и для застройщиков, но на сегодняшний день квартирография каждой очереди жилого комплекса меняется, чтобы попасть в текущий высококонкурентный рынок. Изменение планировок ведет за собой изменение и конструктива, инж. систем и фасадов, а это уже не проект повторного применения.

5. Передавая застройщику исключительные авторские права на проект, чтобы у застройщика была «гарантия, что похожие объекты не появятся у конкурентов» мы теряем возможность использовать данные планировки на будущих проектах, т.е. в будущем не сможем заниматься проектированием жилья, базированного на собственных проработках планировочных решении, на которые потратили последних 20 лет.

6. У архитекторов остаются на выбор четыре логичных рыночных варианта:

  • Оставить себе конкурентные преимущества, основанные на интеллектуальной собственности, заниматься своим делом и продать данные решения еще 70-100 раз в течение следующих 20 лет.
  • Уступить застройщику эксклюзив, с «гарантией, что похожие объекты не появятся у конкурентов» и не заниматься проектами многоквартирного жилья в будущем. Не используя данные планировочные решения, не будет возможности запроектировать ни одного многоквартирного жилого здания. Таким образом, клиент не покупает продукт, а потенциал рынка, отсекая конкурентов. Таких примеров в бизнесе сегодня не мало – самые яркие это покупка приложений Skype и поисковика Yahoo компанией Microsoft, компании Graphisoft (ArchiCAD) компанией Autodesk (AutoCAD), приложении Instagram и WhatsApp компанией Facebook, сеть (в основном арендованных) магазинов Копейка компанией X5 Retail Group или Billa компанией Лента и т.п. Стоимость данных сделок не была равной покупке какого-то приложения или полок в магазинах, заполненных неоплаченными поставщикам продуктами, а части рынка и отсекания конкуренцией, учитывая альтернативную прибыль данных продуктов за долгий период лет вперед, дисконтированную на день сделки.  Данный тип сделки с застройщиком мы даже не рассматривали, но если он к этому готов, то стоимость такой сделки можно посчитать на основании предыдущего пункта - альтернативной прибыли от сегмента рынка, на котором мы не можем работать.
  • Отдать застройщику эксклюзив на проект (уступив исключительные авторские права) по цене проекта повторного применения, при условии, что компания застройщика и, все компании аффилированные с его акционерами компании, нам дают эксклюзив на проектирование объектов разного назначения и гарантируют загрузку проектированием минимального объема 500.000 кв.м в год. по среднерыночным ценам (ожидаемый реальный объем работ равен 25% запросов на сегодняшний день).
  • Отдать застройщику эксклюзив на проект (уступив исключительные авторские права) по цене проекта повторного применения, при условии получения «роялти» в виде 3% выручки от продаж объектов данного типа и его модификации в будущем.

Творчество, авторские права и небольшая прибыль на этом – это наш хлеб. Девелопмент недвижимости в разы больше прибыльной деятельности и это хлеб застройщиков. Мы не просим долю прибыли от реализации нашего проекта, а также не просим эксклюзив – что бы компания застройщик не работала с другими проектировщиками кроме нас и гарантировала нам проектирование объемов, которые мы можем получить на рынке.

Мы очень любим свою работу и хотим работать. Но, как мы уже неоднократно повторили – передача исключительных авторских прав по цене проектирования для нас единственный и принципиальный пункт, который не является предметом обсуждения и торгов на уровне стандартного договора о проектных услугах. Мы гибкие во всем остальном, все можем обсудить и договориться на ходу и найти компромисс.

 

Оставьте комментарий.

Ваш e-mail не будет доступен.