Лайфстайл – это популярная в Европе концепция торгового пространства, практически неосвоенная в России. Здесь во главу угла ставится сам посетитель, а не прибыль, которую он приносит девелоперу. Российский бизнес пока упрямо смотрит в сторону финансовой составляющей реализуемых проектов, редко заботясь о том, насколько построенный торговый центр будет интересен людям через 10 лет. Почему в России до сих пор возводят «коробочные» ТЦ и как реализовать сверх инновационный проект в условиях Крайнего Севера, мы поговорили с Сашей Лукичом, архитектором, управляющим партнером компании «Portner Architects».
В чем заключается суть концепции лайфстайл?
Когда я в первый раз побывал в Новом Уренгое, все деловые встречи там, как и везде, заканчивались примерно в 5 часов вечера. После этого хотелось как-то провести время. Но я быстро понял, что фактически альтернативы гостинице у меня нет, жизнь города просто заканчивается в 5 часов, все идут по домам и все. Это наблюдение в совокупности с результатами социологических исследований, которые мы провели с целью выявить пожелания и интересы местных жителей, и зародило идею создания лайфстайл-центра. То есть основной замысел – создать проект, где люди смогут продолжать свою социальную жизнь после работы и в выходные, создать уютное, радующее глаз место для семейного досуга и встреч с друзьями.
Вообще концепция «лайфстайл» появилась в 80-х годах в США. Первый объект c такой концепцией - Poag &McEwen Lifestyle Center. В обычном торговом центре общественные зоны занимают около 15-25%, в лайфстайл-центре – более 50% приходится на развлекательную и социальную составляющую, а покупки это вторично. Такой формат повышает лояльность посетителей к проекту, поэтому для арендаторов это тоже выгодно. Кроме того, в США лайфстайл-центры, как правило, открытые. Понятно, что калифорнийский проект не может быть полностью скопирован для России, тем более для небольшого северного города, в силу климатических условий и особенностей потребления. Наиболее схожий по формату российский проект – это Барвиха Luxury Village в Подмосковье, ориентированный на посетителей с достатком «выше среднего». А для «Солнечного» мы переняли именно идею создания объекта, который окажет влияние на стиль жизни горожан, расширив пространство для социальной активности.
Помимо традиционного наполнения, кинотеатра, фудкорта, детской развлекательной зоны, крытого катка и пр., здесь планируется регулярно проводить разнообразные выставки и мероприятия. Например, что касается фотовыставок, то это могут быть как проекты известных современных авторов, так и выставки в формате конкурсов для местных жителей. То есть суть в том, чтобы вовлечь население, наполнить жизнь лайфстайл-центра интерактивными мероприятиями. Например, сейчас очень актуальны тематические ярмарки. В Москве в последнее время проводятся ярмарки еды, где каждый может приготовить свое блюдо и предложить его посетителям как настоящий ресторатор.
Мы предполагаем, что для Нового Уренгоя «Солнечный» будет как Агора для афинян в Древней Греции. Это городская площадь, на которой проходили все общественно значимые события, выставки, развлекательные мероприятия. Вообще сейчас это новый тренд – концепция торгового центра как базара. По сути это и есть базар, только накрытый крышей.
Какие еще концептуальные решения заложены в проект?
Мы разрабатывали проект торгового центра конкретно для Нового Уренгоя (учитывали маркетинговые и социологические исследования), при этом разрабатывали концепцию торгового центра, который можно легко достраивать и расширять, не оказывая при этом влияния на жизнь комплекса. Понятно, что изначально торговый центр создается, ориентируясь на текущую ситуацию и, как правило, определенный бюджет. Но, как известно, раз в несколько лет торговый объект нуждается в изменениях.
Уже при проектировании комплекса мы задумывались о том, как его в дальнейшем «безболезненно» расширить. Если девелопер примет решение строить вторую очередь, то она займет часть существующей наземной парковки и одновременно будет строиться многоуровневый надземный гараж.
Социологические исследования показали, что горожанам не хватает тепла, ярких красок и природного окружения. Поэтому мы сделали «Солнечный» таким ярким, а внутри использовали натуральные материалы и «природные», естественные тона и фактуры.
В английском языке существует такое понятие «iconic design», не знаю, есть ли аналог в русском языке. Суть в том, что проект становится знаковым, инновационным и запоминающимся для людей. Так, например, это египетские пирамиды, Эйфелева башня, Колизей, — эти объекты знают во всем мире, их очертания знает и может повторить любой. Таким образом, дизайн таких объектов должен быть достаточно лаконичен и прост. Дизайн «Солнечного» мы сделали именно таким – в виде волны, которая легко запоминается.
Сейчас мы понимаем, что для Нового Уренгоя этот проект – шаг вперед на 25 лет. Это касается и архитектуры, и концепции проекта, и уровня развития торговли, и формируемого проектом образа жизни.
Как подходили к реализации данного проекта с учетом того, что он строится в достаточно непростой климатической зоне?
То, что незаметно, что проект построен в условиях северного климата, это уже большой успех. «Солнечный» как будто перенесен в Новый Уренгой из теплого климата, — это также поддерживает концепцию проекта. На это у нас и ушло 2 года работы команды примерно из 15 специалистов, которой со мной вместе руководил ГАП Даниэл Вулич.
В первую очередь мы приняли несколько совместных решений вместе со строителями и инвестором, чтобы сократить время строительства, расширить длительность строительного сезона за полярным кругом на 365 дней, снизить затраты и сделать здание удобным для посетителей. Вся конструкция, инженерия и отделка запроектирована в сборной технологии, почти как конструктор LEGO. Все произведено за тысячи километров, что обеспечило хорошую экономию, привезено и собрано согласно проекту. При этом максимально ушли от металлических конструкций, которые потом усложняют отделку и имеют серьезные противопожарные требования. Для нас, как архитекторов, также было не приемлемым привычным образом поднимать все здание на сваи, так что рассчитана довольно непростая система устройства фундамента, обеспечивающая надежное строительство на вечной мерзлоте и одновременно удобство для посетителей.
Какие сложности нужно было предусмотреть, как с ними справиться на этапе проектирования?
Нам очень повезло с девелопером проекта – ГК «Анкор» и главным архитектором города. Главный архитектор Нового Уренгоя – человек творческий и с прекрасным вкусом, поэтому с ним мы очень просто нашли общий язык. Создатель компании – Сергей Плешков – это человек, который уехал на «большую землю», чтобы получить там образование, но потом вернулся в Новый Уренгой и создает здесь проекты на благо городу. Это и сеть супермаркетов «Анкор», и торгово-развлекательные центры «Вертолет» и «Гудзон». Другой девелопер пошел бы более простым и экономичным путем – построил бы очередную дешевую коробку на окраине города, но благодаря такому патриотизму создателей проекта он получился не только коммерчески интересным, но и качественным. Например, в проекте мы воплотили новый мировой тренд – фасады мы сделали не плоскими, а в формате 3D. Конечно, это вышло намного дороже и увеличило сроки монтажа, но вышло очень удачно.
Государственную экспертизу мы также прошли гладко, с минимальными замечаниями, поскольку подошли к ней, можно сказать, научно. Основную сложность составила оптимизация. Суровый климат, сложные грунты, дорогостоящая доставка материалов делали строительство объекта очень дорогим, но его стоимость могла бы оказаться намного выше, если бы не высококлассный project management. Мы, совместно с девелопером и генподрядчиком, старались оптимизировать процесс строительства объекта, применяли современные технологии, которые позволили сделать экономичной дальнейшую эксплуатацию объекта. В частности, мы сэкономили около 1,5 года на строительстве объекта, сэкономили за счет использования современных инженерных систем.
В чём отличия данного проекта от типовых строек? Какие интересные решения были применены в проекте?
Когда в России сформировалась рыночная экономика, в стране фактически отсутствовали качественные торговые помещения, а спрос на такие объекты был очень высоким. Поэтому российские инвесторы, не теряя времени, просто скопировали готовые форматы и решения с запада, не учитывая различия в климате, ментальности, стиле шопинга, потребностях покупателей и пр. Самое интересное, что те западные модели, относительно недорогие коробки из простых сендвич-панелей, продолжают строить до сих пор, хотя на развитом западе данный формат торговых центров изжил себя еще в 80-х. Например, в Калифорнии за последние 10 лет все торговые центры были перестроены под лайфстайл-формат. В России же до сих пор превалирует позиция – построить быстро и с минимальными затратами, совершенно не учитывается, что привычки покупателей значительно меняются каждые 8-10 лет и проект нуждается в серьезной реконцепции. То есть создатели проектов в России думают только об окупаемости инвестиции, не задумываясь, что через эти 8-10 лет, в ней возможно и не будет капитализации. То есть они не думают о затратах, которые придется осуществить девелоперу в дальнейшем, чтобы проект и далее остался интересным и прибыльным. Как я уже говорил, в нашем проекте уже заложены решения, обеспечивающие возможность его изменения в будущем.
Кроме того, надо отметить, что качество и долговечность примененных материалов также важны. Так, если издалека мы видим форму объекта, то вблизи – качество материалов и деталей исполнения. Для фасадов мы использовали сендвич-панели Qubiss. Это новая разработка всемирно известных инноваторов в сегменте фасадных технологий, которая на 10 лет опережает всех конкурентов. Это передало фасадам не только возможность поиграть с интересными формами, но и получить ювелирное качество исполнения деталей. Могу нескромно сказать, что эту технологию мы создавали совместно с компанией «Trimo» для решения сложных форм на наших предыдущих объектах. Внутреннюю отделку мы тоже сделали из качественных, долговечных и антивандальных материалов.
Вы много говорите о том, что торговый объект нуждается в постоянных изменениях. Как вы думаете, какова торговля будущего?
Торговля меняется на глазах. Так, например, сейчас активно развиваются интернет-магазины. Согласно статистике, ее объемы увеличиваются на 10-12% в год. Например в Великобритании за последние 3 года закрылось около 15% традиционных магазинов, их количество достигло своего предела и многие покупатели перешли в онлайн. Соответственно, должны меняться и сами торговые объекты. Мы не знаем, что будет через 10 лет, поэтому в торговый объект должна закладываться возможность его эволюции.
Например, 10-15 лет назад никто не верил, что строительство торговых объектов за МКАД будет целесообразно, и земля там стоила очень дешево. После запуска успешных проектов МЕГА все поняли, что это работает, и участки стали скупать. Цены на землю за МКАД увеличились в разы. Спустя несколько лет многие поняли, что работают только те участки, которые находятся на пересечении МКАД и радиальных шоссе. То есть девелопер, как правило, смотрит на других и делает как все, хотя данная модель в развитом мире существовала с 60-х годов прошлого века и работала по понятным правилам.
Мы уже 12 лет изучаем мировой опыт ритейла и тренды будущего развития. Ежегодно ездим и изучаем новые объекты по всему миру, обмениваемся опытом с иностранными коллегами. 2 месяца назад мы прошли экспертизу с проектом строительства сверхсовременного логистического комплекса «e-zebra» для онлайн-ритейла, таких проектов сейчас всего 3 в мире. Концепция проекта звучит следующим образом – «same-day delivery», ее суть заключается в том, что в онлайн-магазине ты просто делаешь заказ и уже через 30 минут он отправляется в Москву.
Логистика – это ритейл будущего. Мы не теряем времени на проектирование типовых торговых центров по технологиям 80-х, а уже участвуем в нем, строим это будущее совместно с австрийскими и британскими технологами. В будущем магазины будут просто шоу-румами, в которых можно будет получить приключение, познание и опыт — «пощупать» товар, получит сервис, ориентированный на индивидуальность клиента и контекстную продажу по собственному профилю, сформированному на основании ранее проявленных интересов и стиля жизни. Основной акцент в торговых центрах будет сделан на уютной обстановке, развлечениях. Уже сейчас основной функцией ТЦ становится досуг, а не покупки. Понятно, что только продуктовые магазины никуда не денутся, — запах и вид продуктов является одним из основных моментов при принятии решения о покупке. Изменится только их формат. Остальное же будет меняться.
Если мы заговорили о ваших проектах, расскажите, пожалуйста, поподробнее о компании, ее проектах и особенностях работы в России иностранной компании?
Нашей компании почти 9 лет. Сам я работаю в России около 13 лет. В штате компании находится 45 специалистов. Преимущественно мы развиваем 2 направления – частные дома премиум-класса и коммерческую недвижимость. За время существования компании мы реализовали около 90 объектов, — это более 1,3 млн. кв. м. Самый крупный из них – торговый центр «Ривер Молл» в Москве площадью 258 тыс. кв. м. Также среди своих проектов я бы выделил гостиницу премиум-класса на Лазурном берегу Франции, инновационное здание железнодорожного вокзала в Подмосковье (инверсное метро, стеклянный пешеходный мост над ж/д путями), интерьеры VIP-залов в аэропорте Домодедово. В прошлом году мы победили на международном конкурсе на застройку одного из жилых кварталов Иннограда «Сколково», в котором приняло участие более 370 проектов со всего мира. Кроме того, мы являемся обладателями 6 престижных архитектурных премий и наград.
Какие архитектурные проекты вдохновляют вас? Что вдохновило вас на создание концепции «Солнечного»?
На концепцию «Солнечного» меня вдохновило первое посещение Нового Уренгоя, когда я прочувствовал, что такого объекта там жизненно не хватает. Также это ярмарка выходного дня в Англии, которая запомнилась со студенческих времен. Там по будним дням все магазины закрываются в 6, а по выходным весь центр города превращается в большую пешеходную зону — настоящий фестиваль торговли и развлечений. Таким я и увидел «Солнечный», но не только в выходные, но и вечером по будням.
Вообще меня вдохновляют познавательные поездки по странам, где торговля развита и приняла другие формы, далека от банальности целевых поездок за покупками, изучаю их опыт, стараюсь самые интересные идеи перенять и адаптировать под Россию.
На самом деле вдохновлять может все, не только архитектура. Не верю в кумиров. Я эстет и люблю провокации, то есть уникальные произведения литературы, музыки, изобразительного искусства, которые своим свежим взглядом или новым подходом как бы провоцируют меня на то, чтобы что-то сделать или над чем-то задуматься. Вдохновение можно искать везде, особенно в тех областях, с которыми ты не встречался раньше. Условно говоря, можно взять какой-то специализированный журнал про область жизни, которой ты раньше не интересовался, и там ты обязательно найдешь пару свежих идей, которые наведут тебя на хорошую мысль в твоем ремесле.
Источник: Arendator.ru